Здравствуйте, уважаемые читатели hs-manacost.ru!
Перед вами очередная статья об изменении классов в Hearthstone. Для тех, кто впервые видит нечто подобное: серия «Сквозь призму времени» рассматривает историю класса со времен запуска игры и до наших дней, в ней приводятся все популярные и сильнейшие колоды класса на каждом этапе своего существования, обсуждаются важные периоды его развития, сильные и слабые стороны, отношение разработчиков и их видение класса в целом. Впервые подобные статьи появились на сайте еще в конце 2016 года, а большая часть классов была описана в начале 2017 во времена Злачного города Прибамбасска. Вы можете ознакомиться со всеми ранее написанными статьями, нажав на цветные изображения классов ниже.
Это обновленная версия «Сквозь призму времени», в которой была добавлена информация о судьбе Паладина в метах дополнений Экспедиция в Ун’Горо, Рыцари Ледяного Трона, Кобольды и катакомбы и Ведьмин лес. Помимо этого обновлены разделы «Итоги развития класса» и «Будущее класса».
В течение следующих недель на сайте вы найдете и другие обновленные статьи из серии «Сквозь призму времени» для остальных классов.
В этом выпуске речь пойдет о Паладине. Hearthstone кардинально меняется 5-6 раз за год, когда выходят дополнения и нерфы карт между ними, а вместе с Hearthstone меняется и Паладин. В этих условиях важно понять, что представляет собой класс в целом, какова его история и его перспективы развития, что делает его сильным или слабым.
История Паладина достаточно переменчива: то в ладдере его можно и не встретить, то игроки пишут петиции Blizzard с просьбами ослабить этого несбалансированного Паладина. Едва ли какая-то из этих ситуаций хороша для игры, всё-таки в идеале класс должен представлять примерно 10% ладдера, а не 30% или 2%, как случалось с Утером.
Так что же не так с этим доблестным и благородным Воителем Света? Почему его так лихорадит из дополнения к дополнению и как это можно исправить? На эти и другие вопросы вы сможете найти ответы ниже.
Навигация по статье:
- Лор Паладина и его влияние на классовую идентичность
- Сила героя Паладина
- Базовый набор Паладина
- Классический набор Паладина
- Паладин и мета классического Hearthstone
- Паладин и мета Проклятия Наксарамаса
- Паладин и мета Гоблинов и Гномов
- Паладин и мета Черной горы
- Паладин и мета Большого турнира
- Паладин и мета Лиги исследователей
- Паладин и мета Пробуждения древних богов
- Паладин и мета Вечеринки в Каражане
- Паладин и мета Злачного города Прибамбасска
- Паладин и мета Экспедиции в Ун’Горо
- Паладин и мета Рыцарей Ледяного Трона
- Паладин и мета Кобольдов и катакомб
- Паладин и мета Ведьминого леса
- Итоги развития Паладина и будущее класса
- Заключение
1. Лор Паладина и его влияние на классовую идентичность
Прежде всего необходимо разобраться: кто же такие Паладины? Вот что пишет об этом классе ресурс Wowhead:
«Паладины могут выдерживать сокрушительные удары в пылу битвы, пока излечивают раненных союзников и воскрешают павших. В сражении они могут орудовать массивными двуручными оружиями, оглушать неприятелей, истреблять нечисть и демонов, а также обрушивать на врагов дух справедливости и отмщения. Паладины – оборонительный класс, делающий ставку на выживание и переживание противников. Паладины представляют собой кроме этого комбинацию бойца ближнего боя с заклинателем, хотя второй аспект выражен и в меньшей степени. Более того Паладины великолепно сочетают свои исцеляющие способности с другими эффектами поддержки группы. Каждый Воитель Света может давать всем союзникам одну ауру, а также использовать благословение на конкретного игрока. Паладинов трудно убить благодаря их набору защитных способностей».
У Паладина в World of Warcraft есть три непохожие друг на друга ветки развития: Свет, Защита и Воздаяние, отвечающие за восстановление здоровья, выдерживание атак противника и нанесения урона соответственно. Так этот класс универсален и может выполнять любую доступную роль в игре.
Разработчики Hearthstone встали, пожалуй, перед непростой дилеммой: как объединить все эти направления Паладина во что-то целое? Как с помощью небольшого количества карт выразить все особенности класса? Выход оказался достаточно оригинальным и не сказать, чтобы совсем удачным.
Во-первых, Паладин как боец ближнего боя просто обязан носить оружие – это легко, оружия у него действительно достаточно. Во-вторых, как служитель Света класс должен обладать механикой восстановления здоровья, ее тоже в достатке. Затем, в-третьих, потребуются еще какие-то защитные механики, вы же помните про «Паладинов трудно убить, они выдерживают сокрушительные удары в пылу битвы», так вот, Паладинов в Hearthstone не очень-то трудно убить, у них есть несколько провокаций, но не больше нормы, плюс необычная защитная механика Самопожертвования, а в остальном ничего. Класс рассчитывает именно на исцеление, когда речь заходит о защите, с чем и будут связаны некоторые трудности, о которых чуть позже. В-четвертых, класс славится своими аурами, всевозможными положительными эффектами, которыми он одаривает себя и своих союзников. В Hearthstone этими союзниками стали, естественно, призванные существа, а вот механика аур реализована не была. Положительные эффекты в целом представлены в избытке, чаще всего это или получение божественного щита (кто, как не Паладин должен активнее всех взаимодействовать с этой механикой) или + к характеристикам, хотя есть и исключения.
2. Сила героя Паладина
Вместе с механикой усиления союзных существ встает вопрос: откуда этих союзных существ брать? В колоду их можно положить не столь много при условии, что там уже должны быть карты-усилители.
Так, вероятно, и появляется Подкрепление – сила героя Паладина, призывающая Паладина-рекрута 1/1. Вообще в World of Warcraft рассматриваемый класс никогда не славился призывом на помощь союзников, так что здесь разработчики отошли от лора персонажа в угоду реализации механики усиления существ. Однако существ 1/1 не всегда хочется усиливать, не всегда вообще в этом есть особый смысл (зачем им, например, божественный щит, Печать могущества или Печать мудрости?). Плюс ко всему с некоторыми механиками класса Паладины-рекруты в целом не сочетаются, они мешают друг другу (Искупление тому яркий пример). Да и долгое время было не так-то и много возможностей сделать действительно значительную угрозу из нескольких существ 1/1.
В пример можно привести Шамана, второй класс в игре, который своей силой героя призывает существ на стол. У него есть Жажда крови, Тотем языка пламени и другие карты, которые делают сразу несколько слабых существ опасными, у Паладина же очень долго не было подобных карт, часто его силе героя просто не с чем синергировать.
Но не стоит отчаиваться прямо сейчас, на этом этапе рассмотрения класса у Паладина еще все не так уж и плохо. Да, очень долго потенциал его силы героя не был раскрыт, однако порой Паладину нужно всего лишь одно выжившее существо на столе, чтобы чувствовать себя хорошо: ему можно дать, например, Печать королей и другие полезные эффекты.
Сила героя Паладина генерирует присутствие на столе, а это очень важно в медленных матч-апах, именно в них Паладины-рекруты и раскрывают себя, становясь незначительной, но не исчезающей угрозой. Да, Паладин не воздействует на стол силой героя мгновенно, она ничего ему не дает сразу же, но долгосрочная перспектива бесспорно за ним.
И даже классы, которым легко отвечать на существо 1/1 (Маг, Друид, Разбойник) своей силой героя, могут столкнуться с проблемой: когда-нибудь Паладин вынудит их потратить 9-10 маны для других целей и один 1/1 выживет, а потом еще один. Так придется разменивать карту на Паладинов-рекрутов, и медленная битва в извлечение максимума выгоды из своих карт будет за Утером.
Что уж говорить о Воине или Жреце, для которых Подкрепление становилось главной проблемой, если противостояние затягивалось надолго.
3. Базовый набор Паладина
Итак, основные базовые карты класса нисколько не противоречат лору Паладина, а полностью следуют ему: здесь есть и пара оружий (Правосудие света, Серебряный клинок) и множество усиливающих определенное существо механик (Длань защиты, Печать могущества, Печать королей), и эффекты исцеления (Свет небес, тот же Серебряный клинок, Защитник королей). Появляются и несколько заклинаний из лора игры, наносящих урон (Молот гнева, Освящение). Особняком держится одно Смирение, призванное заменить то ли оглушения, коих в Hearthstone нет, то ли просто способности Паладина к сдерживанию атакующей мощи врага, не очень-то отмеченные в World of Warcraft. В любом случае механика эта уникальная для класса и в целом интересная, к тому же у Смирения есть более удачный аналог в классическом наборе карт.
Следует заметить уже странную тенденцию: почему-то карты Паладина стоят очень мало кристаллов маны (4 из 10 стоят лишь 1) – никаких предпосылок к этому ранее не наблюдалось. Еще одна странность заключается в какой-то мании делать плохие карты в базовом наборе, а также их аналоги получше в классическом (пары Длань защиты и Заступник авангарда, Смирение и Миротворец Алдоров). Либо есть и откровенно никудышные карты: Правосудие света, Свет небес, Молот гнева, Защитник королей.
Радует здесь только троица Освящение, Серебряный клинок и Печать королей. Первые две карты станут основой большинства колод Паладина, а Печать королей же нашла себя скорее в агрессивных версиях.
И последний момент, который важно подчеркнуть: в базовом наборе Паладина лишь 1 существо и стоимость его 7 кристаллов маны.
4.Классический набор Паладина
Всё становится еще страннее, если взглянуть на классический набор Паладина. В глаза вновь бросается обилие непонятно откуда взявшихся дешевых карт, причем большинство этих дешевых карт – секреты. Вы можете спросить: почему у Воителя Света и Чести вдруг появились секреты? Как они связаны с его лором? Ответа не найти, если посмотреть на проблему с этой точки зрения, Паладин в отличие от Мага и Охотника никак в своей истории не связан с этой механикой. Дело здесь, вероятно, в том, что с помощью секретов разработчики хотели добиться универсальности, гибкости и вариативности героя, о чем говорилось выше в разделе «Лор персонажа».
Что же до самих эффектов этих секретов, то они, мягко говоря, слабы. Все они стоят 1 кристалл маны, а значит просто не могут существенно влиять на стол, в редких случаях Паладин сможет наказать оппонента, который неправильно обыграл его секрет, как то часто бывает с Охотником и его Морозной ловушкой или Магом и его секретами (тоже неудачными по большей части в вакууме без поддержки других карт).
Итак, у Паладина есть масса карт за 1 кристалл маны, которые делают очень немногое, значит чрезвычайно важны источники перебора колоды, ведь ресурсы в руке быстро закончатся такими темпами. Здесь, благо, Blizzard без замедлений и колебаний добавляют Божественную милость, которая специально создана для Паладинов с массой дешевых карт. Отличное решение, жаль, что общей картины базового и классического наборов оно не исправляет.
Продолжается тематика усилений существ: Заступник авангарда, Меч справедливости, Благословение силы. Остается задуматься: каких именно существ? Всего у Паладина их три в классическом наборе, это тот же самый Заступники авангарда, который нужен для того, чтобы усиливать, а не для того, чтобы усиливаться, Миротворец Алдоров, который нужен для ответа на тяжелые угрозы оппонента, и, конечно же, Тирион Фордринг – бесспорно отличная карта, возможно, лучшая в игре на первых порах за свою стоимость, но сильная сама по себе. Выходит, что единственной целью для усиления являются Паладины-рекруты, именно на них должны быть направлены и божественные щиты и удвоения атаки и прочие эффекты, не очень хорошо воздействующие на существ 1/1.
Наконец, оставшиеся карты не помогают сложиться во что-то целостное классическому набору Паладина. Гнев небес – необычное заклинание, мало связанное с лором класса и не использующееся нигде кроме фан колоды с Огненными великанами. Гнев карателя – странный и нестабильный АоЕ эффект/источник прямого урона по герою, иногда это заклинание находило место в сборках Агро Паладина, но в действительно метоввых колодах появилось лишь спустя 4 года после выхода Hearthstone.
Печать мудрости, Возложение рук – еще несколько специфичных, не гибких и не надежных эффектов перебора колоды. Равенство – хорошая карта в комбинации с АоЕ эффектами, единственная доступная ультимативная зачистка стола.
5.Паладин и мета классического Hearthstone
23.01.2014-22.07.2014
- Агро Паладин
- Контроль Паладин
Так в чем же общее направление классического и базового наборов Паладина и к чему они привели уже на практике в мете классического Hearthstone? В первую очередь в голову приходит агрессивная стратегия с помощью массы дешевых заклинаний и эффектов усиления. Но как с этим сочетается сила героя класса, одна из самых медленных в игре? Да и все эти механики усиления существа очень легко обыграть, достаточно лишь вовремя избавляться от еще не усиленных угроз. Да и если тот же Паладин-рекрут получит какой-то бафф, это не самая большая проблема, у многих классов есть точечные ремувалы, эффекты немоты и прочие инструменты, которые сделают инвестиции в «раскачивание» одного юнита до огромных показателей характеристик и полезных свойств бессмысленными.
Первые Агро Паладины не были особенно успешными, они редко пользовались секретами, часто утяжеляли свои сборки несколькими дорогостоящими картами (например, Тирионом Фордрингом).
5.1 Колода Агро Паладина
Может быть, хорошими оказались медленные архетипы Паладина? Да, есть такая удобная в долгосрочной перспективе сила героя, однако заметна острая нехватка защитных механик, ведь они представлены только исцелением, и то эти карты часто не столь хороши. Есть один неплохой АоЕ эффект, а также дополняющее его Равенство, одно хорошее оружие, одна замена точечному ремувалу (Миротворец Алдоров), одна карта-финишер (Тирион Фордринг) и на этом, пожалуй, всё. Усложняется всё тем, что эффективно перебирать колоду Контроль Паладин может только Возложением рук, а это очень дорогая карта.
Выход игроки искали в тяжелых нейтральных существах, которые и должны были помочь Контроль Паладинам бороться за стол и побеждать. Так архетип был достаточно дорогим, но не сказать, чтобы особенно эффективным.
5.2.1 Колода Контроль Паладина
Были версии Контроль Паладина и подешевле, имеющие некоторый потенциал давления и на ранней и средней стадиях игры. Можно было бы назвать такие колоды Мидрейндж Паладинами, однако такое наименование архетипа до выхода Гоблинов и Гномов не было популярным.
5.2.2 Колода Контроль Паладина
6. Паладин и мета Проклятия Наксарамаса
23.07.2014-09.12.2014
- Агро Паладин
- Контроль Паладин
С приключением Проклятие Наксарамаса Паладин приобрел один новый секрет, к слову сказать, лучший из всех когда-либо существовавших у этого класса. Отмщение, впрочем, не имело достаточно хорошей синергии с другими картами, поэтому использовалось редко. Классы с секретами значительно усилились благодаря Безумному ученому, но этот второй дроп не стал особенно популярным у Паладина, ведь его секреты стоят всего лишь 1 кристалл маны и незначительно влияют на игру, а значит и выгоды для Паладина Безумный ученый приносил намного меньше, чем для Мага или Охотника.
Впрочем попытки создать Агро Паладина с новым секретом и Безумными учеными предпринимались, но особого распространения архетип тогда не получил.
6.1 Колода Агро Паладина
В Проклятии Наксарамаса появилась масса сильнейших нейтральных существ, хорошо вписывающихся в колоду Контроль Паладина, которому как раз и не хватало чего-то подобного. Так этот архетип стал относительно сильным, по крайней мере его использовали на турнирах. Недостаток инструментов на ранней стадии игры компенсировался значительным количеством исцеления, для чего приходилось использовать не очень сильные, но необходимые Свет небес и Защитник королей, а также Возложение рук.
6.2.1 Колода Контроль Паладина от Ek0p
Следует заметить, что в мете Проклятие Наксарамаса, как и ранее, Паладин всё равно был достаточно редким гостем особенно на легендарных рангах. В ладдере стабильными успехами за Паладина могли похвастаться Kolento и совсем небольшое количество других игроков.
6.2.2 Колода Легендарного Контроль Паладина от Kolento
7. Паладин и мета Гоблинов и Гномов
09.12.2014-02.04.2015
- Мидрейндж Паладин
- Контроль Паладин
- Шок Паладин
С Гоблинами и Гномами разработчики поняли, что настало время что-то изменить. Из всех девяти классов именно Паладин получил сильнейшие карты, причем в огромном количестве. Особого внимания заслуживает Интендант, это та самая карта, в которой нуждался класс, ведь благодаря этому пятому дропу те самые ранее не очень потенциальные Паладины-рекруты превращались в настоящую угрозу. Так появляется великолепная синергия с силой героя Паладина, а также и с другой сильнейшей картой Призыв в бой. В придачу к этому отличному третьему ходу в игре появляется и, возможно, лучший второй ход в игре – Защищенный мини-бот – чем не счастье для Утера? Наконец-то у него есть подходящая цель для механики усиления существ, а также безумно сильная кривая маны с первого хода и до восьмого.
Можно отметить и Зубцевик, хотя это оружие станет популярным чуть позже. Есть и несколько слабых карт из Гоблинов и Гномов: Печать света, Освятитель Алого ордена, Болвар Фордрагон, Кобальтовый страж. Все они должны были стать основой для какой-то новой стратегии или противодействием другим стратегиям, но со всем этим лучше всего справлялся Мидрейндж Паладин.
Именно этот архетип становится одним из сильнейших, а, может быть, и сильнейшим в игре. Успех Мидрейндж Паладина прослеживается и в ладдере и на турнирах, ведь у него есть всё: сильнейший старт, ультимативная АоЕ зачистка стола, оружие, исцеление, серьезнейшие угрозы для поздней стадии игры. Мидрейндж Паладин может играть и агрессивно и от защиты, кроме того сила героя позволяет великолепно переигрывать и контроль архетипы, например, Контроль Воина, который тоже был достаточно популярным в те времена. Единственная слабость Мидрейндж Паладина – отсутствие стабильного перебора колоды, но отличная кривая маны с первого по восьмой ход компенсировала эту проблему, ведь обычно каждый ход разыгрывалась одна карта на доступный максимум маны.
7.1 Колода Мидрейнжд Паладина
Несмотря на то, что Мидрейндж Паладин был доминирующим архетипом класса и меты благодаря сильнейшей кривой маны и гибкости, встречались и другие колоды, пусть и не так часто. В каких-то поединках они были сильнее, например, Контроль Паладин (утяжеленный Мидрейндж Паладин по-сути) лучше боролся с Контроль Воином и Хэндлоком, но уступал тому же Мидрейндж Паладину или Мидрейндж Охотнику, например.
7.2 Колода Контроль Паладина
Другая крайность – Агро Паладин, которого в те времена прозвали Shock Paladin или Шок Паладин.
Не очень популярный архетип, хотя, опять же, со своими сильными и слабыми сторонами. Например, собрать его проще и дешевле, чем другие колоды класса, можно обойтись вообще без легендарных и эпических карт.
7.3 Колода Шок Паладина
8. Паладин и мета Черной горы
02.04.2015 – 24.08.2015
- Паладин на драконах
- Мидрейндж Паладин
- Агро Паладин
Черная гора немногое дала Паладину. Священное бдение – неплохая карта в комбинации с АоЕ эффектами, однако широкое применение она получит лишь в медленных версиях Паладинов, время которых еще не настало. Супруга дракона подавала надежды на появление Паладина на драконах, однако архетип не стал сильным ни благодаря ней, ни благодаря нейтральным картам-драконам и синергиям с ними.
8.1 Колода Паладина на драконах
Немногое изменилось и в Мидрейндж Паладине, и в Агро Паладине, разве что первый стал не таким сильным, а второй популярнее, чем ранее. Связано это не с внутренними изменениями, а внешними: править бал стал Патрон Воин и другие архетипы, которые в отличие от Паладина получили новые карты и стали сильнее.
8.2 Колода Мидрейндж Паладина
Трудно сейчас сказать, с чем связано усиление Агро Паладина в мете Черной горы. Появляются некоторые гибридные сборки Мидрейндж и Агро Паладинов, которые показывают неплохие результаты.
8.3 Колода Агро Паладина
9. Паладин и мета Большого турнира
24.08.2015 – 13.11.2015
- Секрет Паладин
- Мидрейндж Паладин
В Большом турнире Паладин получает много новых карт. Еще один ситуативный слабо влияющий на игру секрет (Боевой настрой), странное и плохое оружие, ни в какое сравнение не идущее с Зубцевиком (Серебряное копье), слабый аналог Интенданта (Боевой брейтер), еще одно усиление существа, подходящее разве что для Агро Паладина (Печать чемпионов), неожиданную синергию с мурлоками (Мурлок-рыцарь), нестабильный аналог Древнего исцелятора (Бретер-клыкарр), странный и нелогичный АоЕ ремувал, в котором у Паладина нет нужды (Вход в колизей), еще одного Миротворца Алдоров с АоЕ эффектом, который тоже нигде не прижился (Эдрик Чистый). Но всё это не имеет никакого значения, ведь на сцене появляется великий и ужасный Загадочный претендент, который дал жизнь новому архетипу-лидеру меты, а еще сделал из Паладина ненавистный многими класс.
Если вы читали раздел Классический набор Паладина, то помните, насколько слабы ранее были его секреты, никто и никогда не использовал их, а они занимают значительное место в коллекции, другими словами просто пылятся. Разработчики поняли, что так дальше не может продолжаться, поэтому и создали Загадочного претендента. Сила его в невероятной выгоде, которую Паладин получал на 6-ой ход, ведь разыгрывая всего одну карту, по факту он разыгрывал сразу 6-7. Кроме феноменальной выгоды Паладин получал и серьезнейший скачок в темпе, как оказалось, с разыгранными в один ход слабыми по отдельности секретами очень сложно совладать, у противника просто нет одной карты, которая могла бы всё это «законтрить», к шестому ходу ему нужно было уверенно захватить стол, дабы пережить Загадочного претендента. И последнее, но не менее значимое: после розыгрыша Загадочного претендента Паладин избавлялся от плохих дропов в оставшейся колоде, оттуда извлекались секреты, зато сохранялись другие серьезные угрозы: существа, оружия.
У разработчиков действительно получилось сделать секреты Паладина хорошими, но, возможно, чересчур хорошими. Архетип с самого начала меты Большого турнира становится самым популярным в игре, ситуация не изменяется и после выхода следующего приключения. Многих игроков, впрочем, расстраивала доминация Секрет Паладина, в нем видели не самую честную и не самую трудную колоду, с помощью которой взять легенду может каждый. Появляются и шутки про Доктора 6, то есть о Загадочном претенденте (ранее Доктором 7 назывался Доктор Бум, поскольку он появлялся во множестве игр на седьмой ход).
В связи с этим нужно отметить следующую важную вещь: не в Загадочном претенденте был корень всех зол. Многие колоды в принципе переживали шестой ход Секрет Паладина, они убивали усиленного Загадочного претендента Опытным охотником, расправлялись и с другими угрозами. Проблема была в том, что после этого шестого хода Паладин вновь мог выставить новую угрозу, например, Доктора Бума, если расправлялись и с ним, далее появлялся Тирион Фордринг. Но и это лишь верхушка айсберга. Настоящая проблема Секрет Паладина была в его кривой маны: он каждый ход, начиная со второго, мог разыгрывать невероятно сильное существо, на которое было трудно найти ответ. У него был и Доктор 2 и Доктор 3 и так вплоть до 8 кристаллов маны. Именно невероятно сильная кривая маны и делала Секрет Паладина самым популярным и сильным архетипом в игре.
Сборок Секрет Паладина было огромное множество, некоторые легче, некоторые тяжелее. Ядро колоды, впрочем, оставалось всегда одним.
9.1.1 Колода Секрет Паладина
9.1.2 Колода Секрет Паладина
Сохранял значительные присутствие в ладдере и Мидрейндж Паладин, в его сборках время от времени стали проскакивать новые карты Большого турнира, хотя все они оставались скорее опциональным выбором, чем обязательным.
9.2 Колода Мидрейндж Паладина
10. Паладин и мета Лиги исследователей
13.11.2015 – 27.04.2016
- Паладин на мурлоках
- Секрет Паладин
- Мидрейндж Паладин
Еще одно приключение на этот раз подарило Паладину интересные карты. Речь, конечно же, не о секрете Священный суд, который никогда не использовался нигде. Другое дело – Хранитель Ульдамана, это едва ли обязательная карта в каком угодно архетипе, однако в качестве технической замены она подходит как Агро Паладину, так и Мидрейндж и Контроль. Жаль только, что места ей находится не всегда. Действительно ценным приобретением стали Мурглвратности судьбы, эта карта дала жизнь новому архетипу.
Паладин на мурлоках – первая серьезная ОТК колода класса, притом потенциал у нее был крайне высокий благодаря массе исцеляющих эффектов, способов перебрать колоду и, конечно же, самой комбинации, которая кроме нанесения огромного количества урона с пустого стола оставляла и массу существ, готовых нанести даже больше в будущем. В отличие от последующих Паладинов на мурлоках в тот короткий период в 4 с половиной месяца у архетипа был Старый Мрачноглаз, который значительно увеличивал исходящий от Мургглвратностей судьбы урон, плюс ко всему помогал бороться за стол до этого.
Задаваясь вопросами «как мурлоки связаны с Утером?» или «почему Мурглвратности судьбы получил именно этот класс?» — вы не найдете на четкого ответа в лоре игры. Вероятнее всего, разработчики искали какое-то интересное дополнение к классу, какую-то новую механику или синергию. Выбор упал на мурлоков, потому что это важная и любимая многими раса в мире WarCraft, однако она не связана ни с каким классом напрямую, поэтому синергию мурлоков можно было вручить любому из 9 классов в игре. Паладина выбрали, вероятно, просто потому, что у Blizzard не было других хороших идей для этого класса.
10.1 Колода Паладина на мурлоках
Несмотря на новый архетип, которым было достаточно трудно играть, да и затрат на создание он требовал изрядных, доступен был старый добрый Секрет Паладин. И именно эта колода сохраняла свои лидирующие позиции на верхушке меты всё время до следующего дополнения. Сборки незначительно изменились со времен Большого турнира.
10.2 Колода Секрет Паладина
То же самое касается и Мидрейндж Паладина, он мало чем отличается от старого, разве что стал слабее из-за суровой меты, уже не столь подходящей для него.
10.3 Колода Мидрейндж Паладина
11. Паладин и мета Пробуждения древних богов
27.04.2016 – 12.08.2016
- Н’Зот Паладин
Положение вещей значительнейшим образом изменилось с выходом Пробуждения древних богов, ведь кроме добавления новых карт случились и масштабные изменения баланса карт и, что важнее, первая ротация Стандартного режима.
Начать следует с самого незначительного: нерфов карт. Незначительны они были, конечно, только для самого Паладина. Он лишился по итогам только Железноклюва и Опытного охотника.
Хотя правильнее сказать, что его противники лишились этих карт, а значит тот же Тирион Фордринг стал чувствовать себя намного увереннее в большинстве матчей, ведь больше карта за два кристалла маны не превращала его в слабый шестой дроп.
Можно отметить еще и нерф Жонглера кинжалами, однако он сохранил неплохие характеристики и вполне мог бы использоваться Паладином и далее, но синергировать ему было уже не с чем.
Хорошие новости для Паладина кончаются на этом. Самое тяжелое, что когда-либо случалось с этим классом, это весенняя ротация 2016 года. Вспомните, как плох был Паладин в классическом Hearthstone. Затем Проклятие Наксарамаса чуть-чуть подтолкнуло его в нужном направлении, а Гоблины и Гномы уже сделали из Утера хозяина меты на долгое время. Высоко забравшись, больно падать – такие суровые правила в Hearthstone после введения формата ротаций.
Самая большая проблема даже не в том, насколько хороши были карты Проклятия Наксарамаса и Гоблинов и Гномов, а в том, насколько плохи всё остальное. Чаще всего основой всех существующих архетипов в игре являются карты классического и базового наборов. У Паладина, однако, эти карты лишь приятное дополнение к ядру колод, что-то техническое, а вот основой служили Вкусный зомби, Одержимый ползун, Защищенный мини-бот, Призыв в бой, Пилотируемый крошшер, Интендант, Изрыгатель слизи и некоторые другие карты. И всех их теперь не стало, разрушилась сама основа архетипов, их фундамент. Ранее многие винили Загадочного претендента в бедах меты и доминации Секрет Паладина, однако он был доступен для игры в Стандартном режиме еще код, но кто видел его в игре в Году Кракена? Да, ушел и сильнейший секрет Отмщение, но едва ли старого Секрет Паладина остановило бы отсутствие этой карты.
Хорошо, раз класс понес такие потери, подумали игроки, значит логичной оказалась бы компенсация новыми картами. Может быть, Защищенный мини-бот и Призыв в бой действительно были слишком сильными, может быть, теперь появятся другие вторые и третьи дропы, которые сделают Паладина сбалансированным.
Вышло всё не совсем так, к сожалению. Паладин даже получил какие-то аналоги Призыва в бой и Защищенного мини-бота, но они оказались лишь жалкими подобиями ушедших карт. В Пробуждении древних богов Паладин обзавелся множеством синергий божественных щитов, мурлоком (пригодного только для Агро Паладина на мурлоках), парой эффектов усиления существа, а также двумя очень мощными исцеляющими эффектами. Из нейтральных карт можно отметить Н’Зота и синергирующих с ним существ.
Вместе с Годом Кракена настала и эра Контроль Паладина, который отныне стал сильнейшим архетипом класса. Правда сила его уже не та, что у Мидрейндж Паладина или Секрет Паладина. Ни о какой верхушки популярности и меты речи идти не может. В первый месяц, пока ладдер был нестабилен, тот же Н’Зот Паладин чувствовал себя неплохо, у него было много выгодных битв. Но потом игроки поняли силу Мидрейндж Охотника, Воина на драконах, тогда-то Н’Зот Паладин и скатился на дно мета-отчетов, ведь два этих оппонента были крайне неудобными и быстрыми для него.
11.1 Колода Н’Зот Паладина
12. Паладин и мета Вечеринки в Каражане
02.08.2016 – 01.12.2016
- Паладин на мурлоках
- Н’Зот Паладин
Хорошо, возможно, Пробуждение древних богов было ошибкой. Теперь-то стало отчетливо ясно, что карты Паладина слабы, класс является одним из самых непопулярных в мете. Ему нужна помощь.
Но, очевидно, Медив и его гости были заняты вечеринкой в Каражане, а до Воителя Света им не было никакого дела. Ведь с новым приключением он получает Стража Ночной Погибели – карту для Паладина на драконах (никогда не играл в мете, не заиграет, видимо, уже никогда) и Портал: Луносвет – слабый аналог Печати королей, очередное заклинание с эффектом увеличения характеристик существ, который никогда, опять же, не играл в мете. Следует быть благодарными за карту Белый конь – этот шестой дроп с хорошей и интересной механикой немного помог Паладину на мурлоках, он хотя бы вернулся в мету после долгого отсутствия. То же самое сделали Барнс и Смотритель, хотя эксперименты с последним показали, что для него, а также зверя и дракона в колоде просто нет места.
12.1 Колода Паладина на мурлоках
Паладин на мурлоках с новыми картами едва ли сохранил прежнюю мощь времен Лиги Исследователей, но стал хотя бы конкурентоспособным. Где-то рядом держался и Н’Зот Паладин, Барнс стал хорошим приобретением и для него, но явно недостаточным.
12.2 Колода Н’Зот Паладина
Конечно, речь всё еще идет об одном из самых непопулярных классов в мете (в сентябре-октябре 2016 года о самом непопулярном). В те славные времена казалось, что хуже уже не будет.
13. Паладин и мета Злачного города Прибамбасска
01.12.2016 – 05.04.2017
- Паладин на мурлоках
Но выяснилось, что всегда есть, куда падать. И вновь, хотелось бы обратить внимание на бездействие разработчиков: уже два дополнения Паладин страдает, не получается создать ни одной хорошей и стабильной колоды, популярность Утера невероятно низка. И вместо решительных действий по исправлению ситуации Blizzard отдает Паладина в неуклюжие руки фракции Ржавые бугаи.
Так вышло, что самый слабый класс в игре оказался и в самой слабой фракции в игре, которая использует совершенно никудышную, медленную, слабую, рандомную и ситуативную механику. Но не в этом вся проблема. Как вы знаете, в Прибамбасске помимо трех фракций есть еще одна серьезнейшая сила (куда серьезнее Ржавых бугаев) и имя ей пираты. Именно пираты помогли Воину покинуть Ржавых бугаев и стать лучшим классом в игре, именно пираты усилили Разбойника, Шамана и другие классы с оружием. У Паладина тоже есть оружие, но вот ведь незадача, на самом деле никакого оружия у него и нет. Со времен Зубцевика разработчики не давали Паладину хорошего оружия, видимо, рассчитывая, что одного Серебряного клинка классу хватит. Жаль только, что сейчас Паладин уже может умереть к моменту, как наденет свой Серебряный клинок, а для использования пиратов необходимо оружие за 1 или 2 кристалла маны.
Конечно, люди экспериментировали с Правосудием света, Серебряным копьем, но, сравнив эти карты с Первым помощником Н’Зота или Нефритовыми когтями, вы заметите пропасть между этими оружиями.
Что до самих новых карт, то кроме механики усиления существ в руке, о которой уже всё сказано, появились и некоторые другие карты. Например, Побег на кодо – слабейший секрет в те времена, Мелкие сошки – странный источник перебора колоды, Защитник трущоб – очередная дорогая карта с эффектом усиления существ. Хоть сколько-то приличным выглядит Сенопал Огнеус – какая-то надежда сдержать агрессию оппонента и прожить на ход больше. Единственная полезная нейтральная карта – Мурлиндзя, который вписался в колоду Паладина на мурлоках.
13.1 Паладин на мурлоках от Thijs
Новая версия этого архетипа из-за Мурлиндзи теряет часть ОТК мощи Мурглвратностей судьбы, однако приобретает гибкость, скорость и косвенный эффект перебора колоды.
Так Паладин на мурлоках стал единственным хоть на что-то пригодным архетипом Паладина, что и вывело класс аж на восьмое место по популярности в мете Злачного города Прибамбасска. Уступает ему с незначительным отрывом Охотник.
Конечно, скачок с 9 на 8 место можно назвать прогрессом в какой-то степени, но горькая правда в том, что Паладин только потерял число общего процента присутствия в ладдере в сравнении с метой Вечеринки в Каражане. Просто Охотник умудрился упасть еще ниже.
14. Паладин и мета Экспедиции в Ун’Горо
06.04.2017 – 10.08.2017
- Агро Мурлок Паладин
- Мидрейндж Мурлок Паладин
- Контроль Паладин
Вместе с Экспедицией в Ун’Горо случилась вторая по счету ротация Стандартного режима. Паладин был в столь отчаянном положении, что терять ему было особенно и нечего.
Впрочем, Мурглвратности судьбы — потеря серьезная, и ОТК Мурлок Паладин навсегда отправился в Вольный формат вместе с этой картой. Архетип с таким названием продолжит существовать в Стандарте, но это будет уже совершенно другая колода, мало чем похожая на своего предшественника.
Но важнее то, что Паладин получил из новинок. Наконец, разработчики заметили несчастного Утера, пребывающего в забвении целый год, и протянули ему руку помощи. И новых хороших карт у Паладина в Экспедиции в Ун’Горо столько, сколько не было за последние два года ранее. Едва ли у какого-то класса появилось больше не только в этом дополнении, но и в каком-либо другом.
Новые карты Паладина дают толчки к развитию сразу нескольких направлений. Во-первых, это синергия силы героя (столь нужные способы гененрации Паладинов-рекрутов и их массовые баффы), во-вторых, мурлоки. Также стоит отметить невероятно мощный защитный бафф Гребнистый скакун и, конечно же, универсального Хранителя Солнца Тарима, от которого не может отказаться ни одна колода класса по сей день (за исключением тех, которые не могут брать в колоду карты за 6 маны).
Хранитель Солнца Тарим — одна из сильнейших карт в Hearthstone, если не сильнейшая, за всю историю игры. И правильно, что получил ее именно Паладин, которому так нужна была поддержка в те времена.
В мете Экспедиции в Ун’Горо отличные результаты показывали два архетипа Паладина на мурлоках: первый более агрессивный, а второй медленный, напоминающий мидрейндж колоду.
14.1. Колода Агро Паладина на мурлоках от Spaiikz
14.2. Колода Мидрейндж Паладина на мурлоках от Zananananan
Не столь популярным, как Паладин на мурлоках, был Контроль Паладин, но все же на просторах ладдера встречался и этот классический архетип, который обзавелся массой новых и полезных карт.
14.3. Колода Контроль Паладина от Underscore
В целом разработчики своего добились: Паладин восстал из пепла в Экспедиции в Ун’Горо. Новые карты заложили основу сильнейших архетипов класса, как это уже случалось во времена Гоблинов и Гномов. Страшно только подумать, что будет с Паладином, когда Экспедиция в Ун’Горо покинет Стандартный формат. Ждет ли класс еще одна волна забвения на год?
15. Паладин и мета Рыцарей Ледяного Трона
11.08.2017 – 07.12.2017
- Мурлок Паладин
- Контроль Паладин
В Рыцарях Ледяного Трона разработчики уже не были столь благосклонны к Паладину, поскольку в прошлом дополнении он уже получил достаточно мощных карт. Впрочем, и летом 2017 года Утер обзавелся несколькими сильными опциями.
Все темповые колоды Паладины были рады приобретению таких карт, как Праведная защитница, Король-лич и Костяная кобыла до нерфов.
Рыцарь смерти класса — Утер Черный Клинок — использовался лишь самыми медленными архетипами класса, а они, увы, никогда не были особенно успешными со времен выхода Рыцарей Ледяного Трона.
Поскольку Паладин не получил множество новых мощных инструментов, он стал заметно слабее. Поспособствовала этому и мета: сначала проходу не давали Друиды, а после их нерфа — Казакус Жрецы и Темпо Разбойники.
Мурлок Паладины пробовали обращаться к карте Похитительница трупов, и это приносило свои плоды.
15.1 Колода Мурлок Паладина от Ender
В Рыцарях Ледяного Трона очень быстро были осуществлены нерфы карт, поскольку Друид был слишком силен. Впрочем, ослабили не только его. Под горячую руку разработчиков попали также Сглаз, Огненная секира и Мурлок-полководец.
Действительно, в Экспедиции в Ун’Горо и Рыцарях Ледяного Трона синергия мурлоков у Паладина была, возможно, слишком сильной. Тем более механика временного баффа +1 единицы здоровья была непонятна для новичков, например, в моменты взаимодействия этого баффа и Равенства. Впрочем, Капитан Южных морей и Герой Штормграда с аналогичными эффектами изменены не были.
После изменений баланса Паладин становится слабее и уходит в тень. Мурлок Паладин все еще самая популярная колода класса, но она уже не так сильна и существенно уступает по своей силе лидерам ладдера тех дней.
15.1. Колода Мурлок Паладина после нерфа
Как и в Экспедиции в Ун’Горо, где-то позади Мурлок Паладина держится Контроль Паладин. Колода дорогая, сложная и не самая стабильная, и все же отдельные игроки добивались с ее помощью хороших результатов.
15.2. Колода Контроль Паладина от Kito
16. Паладин и мета Кобольдов и катакомб
07.12.2017 – 12.04.2018
- Агро Паладин
- Мурлок Паладин
- Токен Паладин
- ОТК Паладин
Кобольды и катакомбы — еще одно дополнение Года Мамонта, подарившее невероятное количество мощнейших карт Паладину.
Примечательно то, что у класса появилось намного больше синергий с Паладинами-рекрутами, которых так не хватало Утеру в классическом и базовом наборах (Неопознанный молот, Кобольд-тюремщик, Хрустальный лев, Коридорный ужас и, конечно же, Новый уровень!).
Но главная звезда дополнения, конечно же, заклинание К оружию!. Если ранее отмечалось, что Хранитель Солнца Тарим — одна из мощнейших карт в Hearthstone за все время существования игры, то К оружию! — главный конкурент этого существа за то же звание.
В мете Кобольдов и катакомб колода Агро Паладина стала мощнейшим быстрым архетипом, который быстро завоевал популярность и сердца игроков. Радовали и относительная бюджетность сборки, и возможность быстро подниматься по ладдеру, и в целом простота геймплея.
16.1. Колода Агро Паладина от Guntofire
К оружию! помогло и Мурлок Паладину, который также в Кобольдах и катакомбах берет в сборку пиратов и некоторые другие новые карты. Коридорный ужас великолепно вписывается в любую темпо колода Паладина, как, впрочем, и любого другого класса, но для Утера все намного приятнее из-за массы мелких угроз и его силы героя.
Мурлок Паладин не столь популярен, как Агро Паладин, но слабым назвать его нельзя.
16.2. Колода Мурлок Паладина от BoarControl
После изменений баланса карт взошла новая звезда — Токен Паладин. Во многом он был похож на Агро Паладина, но намного активнее играл от стола и использовал максимум баффов Паладинов-рекрутов, а также всевозможные способы их быстрого призыва.
Токен Паладина в те времена стабильно побеждать мог только Чернокнижник с его массой АоЕ способностей.
16.3. Колода Токен Паладина
Превалирующий стиль игры Паладина уже очень давно — агро, однако где-то на заднем плане время от времени появляются и контроль колоды класса. В Кобольдах и катакомбах относительное признание получил интереснейший ОТК Паладин, использующий силу героя Утера Черного Клинка в качестве смертельного оружия. Увы, ротация Стандартного формата прервала жизнь архетипа, когда он был еще так молод.
16.4. Колода ОТК Паладина от Rage
17. Паладин и мета Ведьминого леса
12.04.2018 — настоящее время
- Четный Паладин
- Нечетный Паладин
- Мурлок Паладин
Закончился славный для Паладина Год Мамонта, и наступила третья ротация Стандартного режима, который на этот раз покинули дополнения Пробуждение древних богов, Вечеринка в Каражане и Злачный город Прибамбасск.
Как вы помните, в Год Кракена Паладин чувствовал себя ужасно, поскольку почти не получал хороших карт. Три дополнения Года Кракена ушли, и Утеру не было особенно горестно прощаться с ними.
Пока у Паладина есть карты Года Мамонта и мощнейшее К оружию!, ему не о чем переживать. Соответственно, новый год по летоисчислению Hearthstone начался великолепно.
Парадоксально, но Утер почти не получил полезных классовых карт в Ведьмином лесу. Разработчики предприняли попытки возродить Секрет Паладина (Часовой с колоколом), дать классу больше баффов и синергий божественных щитов. Также Паладин обзавелся странным и пока что слабым секретом Скрытая мудрость и эффектом Лотхиба —Укор.
Но пока что ни одна классовая карта, в том числе и Серебряный меч, не раскрыла себя. Зато несколько нейтральных дали Паладину новые идеи и простор для развития.
Генн Седогрив и Баку Пожирательница Луны взаимодействуют с базовой силой героя, усиливая ее. Изначально сила героя Паладина не была настолько уж сильной, но благодаря невероятному количеству баффов и синергий с Паладинами-рекрутами, которые разработчики дали Утеру в Году Мамонта, сила героя Паладина стала невероятно сильной и эффективной. И теперь, когда появилось возможность улучшить ее уже со старта партии, Утер может реализовать все свои баффы и другие синергии еще эффективнее.
Звездой меты Ведьминого леса до нерфов стал Четный Паладин. До 22 мая именно этот архетип считался сильнейшим в игре: К оружию, АоЕ зачистки, мощные темповые угрозы и, конечно же, постоянный призыв Паладинов-рекрутов не оставляли шансов практически никому.
17.1. Колода Четного Паладина от Orange
В тени Четного Паладина держались Мурлок Паладин и Нечетный Паладин, хотя на первых порах и они показывали отличные результаты. И лишь в мае игроки поняли, что Четный Паладин попросту сильнее.
17.2. Колода Нечетного Паладина
17.3. Колода Мурлок Паладина от BoarControl
Паладин был слишком силен, и разработчики поняли, что нужно что-то делать с ним. Выход оказался простым — одна из сильнейших карт в игре была ослаблена, в результате Четный Паладин вовсе не смог брать К оружию! в свои сборки.
После изменений баланса всего лишь одной карты очень многое внутри класса изменилось, и сейчас в мете встречается лишь один архетип героя статьи — Нечетный Паладин, на которого нерф К оружию! не сказался совсем никак.
Примечательно, что в мете Ведьминого леса очень мало классов, у которых есть всего лишь один жизнеспособный архетип. И только у Паладина действительно практически нет других вариантов. Да, кто-то пытается играть Мурлок Паладином и Четным Паладином, но успеха при этом достигают единицы. А основная масса игроков обращается к агрессивному Нечетному Паладину.
Поскольку Ведьмин лес в самом разгаре, в данной статье не будут приводиться актуальные сборки Нечетного Паладина и других архетипов класса. Все их вы можете найти в актуальных мета-отчетах, выходящих каждую неделю. Вы можете обратиться к отчетам от Vicious Syndicate или от команды Manacost.
18. Итоги развития Паладина и будущее класса
Итак, подводя итоги развития класса, можно сразу же обратить внимание на самую главную его проблему – слабость классического и базового наборов, его непоследовательность и несостоятельность, отсутствие определенности и предпосылок для создания какого-либо архетипа. Ситуация не была критичной, пока не была введена система ротации Стандартного режима, в результате которой базовый и классический комплекты карт становятся основой всех колод класса, а карты дополнений лишь временно добавляют новые архетипы или усиливают старые.
И несмотря на то, что сейчас у Утера все неплохо, во многом вся его мощь держится на картах Экспедиции в Ун’Горо и Кобольдов и катакомб. Другие дополнения не давали Утеру ничего особенно значительного и мощного, что не так критично, пока дополнения Года Мамонта остаются в Стандартном режиме.
Но если в Году Ворона Паладин продолжит получать такие же классовые карты, как в Ведьмином лесу, после четвертой Стандартной ротации в 2019 году, класс ждет та же судьба, что и в Году Кракена.
У Утера попросту нет достойной и эффективной основы или базиса, на которых бы он мог выстраивать мощные архетипы. Даже его силе героя нужна какая-то поддержка, без которой Паладины-рекруты превращаются попросту в безобидные 1/1 угрозы.
Получается, разработчикам следует постоянно следить за Паладином и думать на перспективу. Если они хотят, чтобы класс продолжал свое существование в мете, необходимо постоянно поддерживать его новыми мощными и порой даже имбалансными картами.
Возможно, не очень честно, что Паладин получает такие великолепные инструменты, как Хранитель Солнца Тарим или К оружию!. Эти карты намного сильнее большинства инструментов, доступных другим классам, но, увы, ничего не поделать. Без подобных «имб» Утер попросту не сможет сделать ничего и пропадет из меты, чего, конечно, не хотелось бы никому.
Возможно, разработчикам стоит задуматься о том, чтобы добавить к классическому набору Паладина несколько карт из дополнений, дабы составить какую-то основу для класса в долгосрочной перспективе. Неплохо было бы, если бы Паладин обзавелся стабильным баффом Паладинов-рекрутов, который был бы с ним всегда, а также каким-либо способом их призыва.
Но пока что ни одна карта не была добавлена к классическому набору, и прослеживается другая тенденция: некоторые карты только покидают этот набор, отправляясь в Зал Славы. Продолжат ли разработчики подобную политику или решат что-то изменить? Все в их руках.
19. Заключение
В данной статье были подробно рассмотрена история Паладина, основные направления его развития в прошлом и настоящем, так же были показаны проблемы класса и выявлены их причины. Ваши предложения по улучшению контента, замечания, критику и пожелания вы можете оставлять ниже в комментариях.
Спасибо за внимание, удачи в игре.
отредактировала blaze, подготовил redsnapper, оформил lobzzz